Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Эффективность психотерапии зависит от множества факторов, но мне кажется, что среди них есть два наиболее важных, фундаментальных: искреннее желание клиента добиться результата, а также осознание им того, что эту борьбу ведет, прежде всего, он сам

Базис успешной терапии

Эффективность психотерапии зависит от множества факторов, но мне кажется, что среди них есть два наиболее важных, фундаментальных: искреннее желание клиента добиться результата, а также осознание им того, что эту борьбу ведет, прежде всего, он сам.

Очень часто терапия не приносит никакого результата потому, что человек воспринимает ее, как некий мучительный процесс, который происходит с ним, а ему необходимо терпеть, выполнять указания терапевта, и постепенно проблемы уйдут сами собой. При этом в подобных ситуациях психотерапевт кажется клиенту гарантом результата и, по сути, самым заинтересованным в результате лицом. Такое восприятие психотерапии приводит к тому, что клиент не стремится самостоятельно преодолевать трудности и помогать самому себе, а застывает в пассивном ожидании, периодически пытаясь вызвать у терапевта чувство вины словами о том, что он больше не в состоянии терпеть. Итог подобной терапии обычно безрезультатен, а клиент уходит с чувством обиды и разочарования.

Почему такое восприятие клиента приводит к неудаче? Наглядно сие можно продемонстрировать на примере спорта. Тренер обучает своих подопечных, дает им базовое понимание того, что и как нужно развивать, поддерживает спортсменов, но рекорды те ставят исключительно своими собственными силами. Уровень мастерства растет только у тех, кто этого искренне желает, готов каждый день ранним утром отправляться на тренировку, терпеть нагрузки и боль, ограничивать себя в еде и развлечениях, преодолевать неудачи. Разумеется, тренер также заинтересован в том, чтобы его подопечные добивались успеха, но лишь собственное желание и понимание своей роли в процессе роста дает спортсмену силы для повышения мастерства. Тренер не может принимать решения за подопечного, вместо него бегать и прыгать на турнирах, переживать его неудачи.

Вот именно так обстоят дела и в психотерапии. Заниматься ей стоит только тогда, когда ты понимаешь, что это твой "марафон", твои "травмы", твои успехи и неудачи, что никто тебе ничем не обязан, а итог "соревнования" зависит, прежде всего, от тебя самого. Успех приходит тогда, когда желание достичь его искреннее, когда ты понимаешь, для чего тебе это нужно, когда ты отправляешься на консультацию психотерапевта не для папы, мамы, жены или внутреннего критического родителя, а для себя. В этом случае ты воспринимаешь все трудности процесса терапии, как собственную ношу, и нёсешь ее, сколько потребуется, ты принимаешь вызов и отдаешь всю свою энергию борьбе, рассчитывая, в первую очередь, на себя.

Если этого понимания нет, ты занимаешь позицию жертвы, которая, в свою очередь, начинает бессознательно саботировать работу над собой, обвиняя во всем трудности психотерапии.

Выхода из подобной ситуации два.

Первый уместен, если человек искренне желает достичь того результата, к которому ведет терапия. В таком случае нужно осознать, что ответственность в этом процессе лежит на тебе, принять ее и перестать ждать того, что основную работу будет проводить терапевт. Нужно понять, что, при всем сопереживании, он заинтересован в успехе все же меньше, ибо для него речь идет о чужой жизни.

Второй выход – искреннее признание самому себе в том, что терапия тебе не очень-то и нужна, потому что легче остаться в нынешнем положении, нежели бороться с трудностями и двигаться вперед. Это будет честным решением, позволяющим отказаться от вынужденной терапии и жить дальше своей жизнью.

Проблема в том, что нередко ошибочное поведение наблюдается и со стороны самих психотерапевтов. Многие из них начинают пугать клиентов, что если те откажутся от психотерапии, то отправятся на тот свет, а потому ее необходимо во что бы то ни стало продолжать. Такая ситуация свидетельствует о том, что терапевт оказался излишне эмоционально вовлеченным в процесс и действительно стал играть роль спасителя, провоцируя клиента занимать позицию жертвы. И здесь мы подходим к очень тонкой грани, которую терапевту нельзя преступать: он может давать надежду и искренне сопереживать, но при этом не должен превращаться в заботливого родителя. Если последнее происходит, случается перекос, и клиент начинает подсознательно требовать от терапевта поделиться частью своего благополучия, а, не получив ее, ощущает себя обманутым.

Это естественная часть терапии, но за ней нужно внимательно наблюдать, и если подобные проблемы возникают, очень важно обсуждать их с клиентом.

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?