Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Первые идеи о бессознательном можно найти уже у Платона...

Истоки учения о бессознательном

Сегодня невозможно представить себе ни одну школу психотерапии или психотерапевтическую методику, которая в той или иной степени не включала бы в себя понятие бессознательного. Оно имеет огромное значение при рассмотрении различных аспектов психологической жизни человека. Под бессознательным понимают все те психические явления и процессы, которые выходят за пределы сознания субъекта, то есть, не осознаются и не контролируются им. Например, у человека может присутствовать бессознательное стремление к тому, чтобы его жалели. В этом случае он совершает различные действия, направленные на создание образа жертвы, стремится вызвать сочувствие. При этом сам не понимает, какова его реальная цель, и приписывает своим поступкам совершенно иную, отсутствующую в действительности причину. Очень часто психологические проблемы людей скрыты в их бессознательной сфере, и одной из задач психотерапии является осознание этих моментов для их последующего устранения. Очевидно, что без понимания того, что такое бессознательное и какова его роль в жизни каждого человека, эффективную психологическую помощь оказать достаточно сложно.

Идея бессознательного появилась очень давно, и к своему современному облику пришла лишь спустя много веков.

Платон

Истоки учения о бессознательном уходят еще во времена античности. Именно тогда Платон высказал свою идею о том, что познание, на самом деле, является процессом воспоминания. К такому выводу великий философ пришел на основе предположения, что бессмертная человеческая душа существует в мире идей, которые и являются прообразом всей материальной реальности, наблюдаемую нами вокруг себя. Душа знает абсолютно все об идеях, но, воплощаясь в тело, забывает про них. В процессе знакомства с миром человек не узнает нечто новое, а всего лишь восстанавливает те знания, что заложены в его душе. Таким образом, Платон, по сути, постулировал понятие бессознательного (в котором находятся все возможные знания о материальной действительности), однако эта идея была очень далека от современных представлений.

Лейбниц

Сходная с сегодняшней форма учения о бессознательном впервые появилась в работах Готфрида Лейбница, блестяще проявившего себя во многих сферах: математике, физике, философии, истории, лингвистике и других. Внес он серьезный вклад и в психологию. Лейбниц отверг господствовавшую на тот момент идею о равенстве между сознанием и душой. По его мнению, сознание является лишь частью души, причем главенствующую роль в духовной жизни человека играют как раз те составляющие души, которые не осознаются. Лейбниц ввел понятие "малых перцепций" или "неосознанных восприятий". Он считал, что они, находясь за пределами сознания человека, непрерывно воздействуют на него, определяя его мысли, чувства, вкусы. Говоря современным языком, Лейбниц был первым, кто предположил, что значительный пласт психики приходится на бессознательное.

Гартли

Английский материалист Дэвид Гартли, находясь под влиянием открытий Ньютона в физике, попытался рассмотреть через их призму психику человека. Гартли пришел к выводу, что духовная жизнь человека определяется колебаниями внешнего эфира, вызывающими соответствующую реакцию в нашем организме. Англичанин выделил в психике человека так называемые большой и малый круги. Первичным является большой. Именно он воспринимает вибрации эфира через органы чувств, от которых сигнал доходит до мозга, а тот, в свою очередь, передает соответствующее воздействие на мышцы. В малом же круге, где и располагается сознательная часть, остаются лишь следы от колебаний большого. Таким образом, сознательная часть человека, по мнению Гарта, вторична по отношению к той, что непосредственно воспринимает внешние вибрации. Английский философ полагал, что, чем сильнее колебание, тем лучше оно осознается человеком. При этом слабые вибрации остаются вообще за пределами сознания. Следовательно, Гартли, как и Лейбниц, постулировал, что именно бессознательные процессы являются определяющими для психического состояния человека. Заодно он оказался первым, кто сделал серьезный акцент на ассоциациях, формирующихся, по предположению Гартли, в процессе взаимодействия большого и малого кругов. По сути, именно работы этого британского мыслителя привели к выделению психологии из философии и превращению ее в отдельную отрасль знаний.

Кант

Великий немецкий философ Иммануил Кант разделял взгляды Лейбница и развил их. Для него важную роль в духовном существовании человека играла интуиция. Кант считал, что огромное число наших чувств и восприятий не осознается человеком, и можно лишь опосредованно придти к выводу об их существовании. Эти представления и чувства, по представлению Канта, являются низшей, темной частью нашей психики, которая в значительной степени определяет сознание. При этом немецкий мыслитель полагал, что число темных представлений бесконечно. Следовательно, Кант также считал, что бессознательное шире сознательного и может вообще не иметь пределов.

Вундт

Тупиковой можно назвать ветвь рассуждений, созданную немецким физиологом и психологом Вильгельмом Вундтом. Он опасался придания бессознательному излишней значимости, видел в этом его мистификацию. Поэтому, продолжая идеи Лейбница, Вундт заявлял, что все, касающееся бессознательного, находится за пределами человеческого восприятия и никак не влияет на психические процессы. По его мнению, бессознательное – это потенциальные ощущения, чувства и мысли, которые на данный момент никоим образом не воздействуют на духовную жизнь человека, но могут обрести такую роль, если наберут достаточно силы для того, чтобы оказаться в пределах восприятия. Сейчас уже можно сказать, что Вундт заблуждался: дальнейшие исследования и психотерапевтическая практика показали, что на психическое состояние человека серьезное влияние оказывают вещи, неосознаваемые им и находящиеся за пределами сознательной части его личности.

Гербарт

Другой представитель немецкой школы философии и психологии Иоганн Гербарт ввел крайне важное понятие, активно используемое в сегодняшней психологии и психотерапии – феномен вытеснения. Гербарт полагал, что сознание человека делится на три составляющие: ясность сознания, сознание и бессознательное. Он считал, что границы между этими частями сознания нечеткие, и то или иное представление может переходить из одной в другую. Если две несовместимые идеи вступают друг с другом в конфликт, то более слабая уходит в бессознательную часть, но продолжает оказывать воздействие на сознание. Это и есть процесс вытеснения. Позднее данное явление широко рассматривалось в теории психоанализа, а на сегодняшний день является одним из краеугольных камней психотерапевтической работы, проводимой специалистами со своими клиентами.

Фехнер

Немецкие психологи вообще внесли очень серьезный вклад в развитие идей о бессознательном. Еще одним человеком, давшим новый импульс данному направлению, был Густав Фехнер. В его размышлениях было очень много метафизического. В частности, Фехнер полагал, что у всех живых существ и даже самой природы есть некий дух, и бессознательное в человеке является часть этого духа. Таким образом, по мысли Фехнера, наша психика через бессознательный элемент связана со всемирным духом. Фехнер внес и другой серьезный вклад в развитие психотерапевтических методик. Он настаивал на том, что работу психики человека необходимо изучать экспериментальным методом. В рамках этой идеи Густав тесно связывал между собой физиологическую и психические составляющие человека. Сюда относилась и сфера бессознательного, зависимость которой от физических процессов в организме человека постулировал Фехнер. Впоследствии психология и психиатрия стали активно использовать этот подход, на чем, в частности, основано применение различных психотропных препаратов.

Липпс

Близким к современным представлениям о бессознательном были взгляды Теодора Липпса. Вначале он просто утверждал, что бессознательные процессы оказывают влияние на сознание человека, однако затем пришел к выводу о том, что вообще вся психическая жизнь человека зависит от его бессознательного. Липпс полагал, что все процессы в сознании являются отголоском происходящего в бессознательном, оттуда начинаются и туда же возвращаются. По меркам сегодняшней психологии мнение Липпса можно назвать слишком радикальным, однако он был одним из тех, кто направил психологическую мысль в сторону детального изучения бессознательного, без которого невозможно адекватно оценить причину многих ментальных состояний человека.

Шопенгауэр

Специфическим ответвлением взглядов на бессознательное стали идеи философов-романтиков. Наиболее известные утверждения такого рода принадлежат Артуру Шопенгауэру. Он был уверен, что базой для всех психических процессов является некое иррациональное начало, находящееся в бессознательном и включающее в себя слепые животные инстинкты. Таким образом, Шопенгауэр полагал, что любые рациональные объяснения тех или иных чувств и мыслей человека не имеют никакого значения, поскольку за ними всегда стоит исходящий из бессознательного иррациональный волевой толчок, который и определяет поведение не только животных, но и человека. Ценность этих идей можно усмотреть в том, что они вынудили более детально изучать бессознательное и опровергать утверждения Шопенгаэура. Сегодня мы уже можем с достаточной долей уверенности сказать, что явления, имеющие место в бессознательном, тоже можно логически структурировать.

И даже один из ближайших последователей Шопенгауэра, Эдуард фон Гартман, отказался от столь радикальных идей. По мнению Гартмана, бессознательное не является частью психики конкретного субъекта, а восходит к некоему мировому разуму. В этом смысле его идеи были близки к теории Фехнера.

Фрейд

Ну и, конечно, куда же без Зигмунда Фрейда. Хотя сейчас многие идеи этого великого австрийского психолога и медика подвергаются серьезной критике, все равно можно сказать, что именно он сформировал тот взгляд на бессознательное, который в тех или иных формах присутствуют практически в любом направлении психологии и психотерапии. Будучи лечащим врачом, Фрейд наблюдал за своими пациентами и пришел к выводу, что на их состояние огромное влияние оказывают желания и фантазии, которые были вытеснены из сознания в бессознательное. По мнению Зигмунда, это происходит в тех случаях, когда человека жаждет того, что противоречит общественным нормам морали или его собственным установкам, приобретенным в процессе воспитания и формирования личности. Фрейд обратил внимание на то, что эти неосознаваемые желания могут доставлять пациентам серьезный дискомфорт вплоть до развития у них тяжелых психосоматических состояний. При этом он полагал, что бессознательное может проявляться в сновидениях и результатах творчества человека. Исследуя данную проблему, Фрейд пришел к созданию психоанализа, целью которого является извлечение из бессознательной сферы вытесненных туда мыслей и желаний с последующим устранением конфликта между стремлениями человека и его психологическими установками. Как я уже сказал, сегодня психотерапевты обычно не используют в чистом виде фрейдовские методы, однако это никак не отменяет того, что именно сей австриец довел представления о бессознательном до той формы, на которой строятся нынешние представления об этой части психики.

Юнг

Интересны также взгляды Карла Юнга. Будучи не только последователем, но и, по сути, учеником Фрейда, он ушел в совсем другом направлении идей о бессознательном. Именно Юнг ввел в обращение широко известный термин "коллективное бессознательное". Юнг считал, что бессознательная сфера есть не только у человека, но также у его семьи и рода, у нации, расы и всего человечества. В коллективном бессознательном, по мнению Юнга, заключены определенные паттерны, то есть, образцы поведения. В течение жизни человека они актуализируются и определяют его действия, его духовную жизнь, состояние его психики. Эти идеи также можно назвать в некотором роде мистическими, однако важно то, что, озвучив их, Юнг заставил психологию уделить серьезное внимание роли, которую в переживаниях человека играют впитанная им национальная ментальность, внедренные глубоко в его сознания традиционные для данного сообщества представления.

В общем, можно сказать, что учение о бессознательном развивается уже много столетий. За это время взгляды на данную часть психической жизни изменялись, подчас кардинально, но одно оставалось неизменным: бессознательному придавали все больше значения, все яснее становилось, что его воздействие на сознание, на переживания, чувства и даже мысли человека очень велико, и для того, чтобы решить те или иные психологические проблемы, которые могут встречаться на пути каждого из нас, необходимо, в том числе, отыскать корни этих неприятностей, уходящие в бессознательную сферу.

 

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?