Психотерапевт и религия
Иногда меня спрашивают, как я отношусь к вере, религии, верю ли я в Бога?
У меня лично непростые отношения с богом:).
Тема это тонкая и деликатная, есть большой риск кого-нибудь обидеть или разозлить. Поэтому напоминаю, что я лишь высказываю своё мнение. И не претендую на его «правильность».
Я не верю в бога как в бородатого дядьку, сидящего на облаке. Причём дядьку довольно вредного, обидчивого и важного. Этот образ бога больше напоминает контролирующую родительскую фигуру. Такой бог бдит за тем, чтобы всё было «правильно». Поведение и мысли «должны» соответствовать определённому образцу. Иначе «аяяяй, накажу, плохой мальчик (плохая девочка)». Ну и в рай, само-собой, не возьмут.
По отношению к такому «богу» я должен быть боязливым ребёнком, боящимся ослушаться. Либо богоборцем.
На мой взгляд, вера большинства людей складывается из подобных детско-родительских паттернов.
Религия же в целом является частью культурных традиций народа. Сплачивающих и объединяющих людей вокруг определённых идей и ценностей. И, часто, столь же эффективно отгораживающих от людей с другой верой. Это расположено глубоко в коллективном сознании, пронизывает быт и наше поведение. Почему выходные являются выходными? Почему воскресенье называется воскресеньем. Почему люди вроде неверующие говорят «слава богу…»?
Всё вышеописанное больше касается вопросов веры.
Мне больше нравится подход с точки зрения знаний, а вернее опыта. Опыта постижения Бога. Для этого существует множество путей, зачастую не связанных никоим образом с религией. Вспомните опыты Лири, Гроффа, Кастанеды. Сюда же входят различные медитативные практики.
Это возможность напрямую соприкоснуться с тем, что мы называем божественным, без посредников, что бы по этому поводу не говорили святые отцы.
Любая психотерапия меркнет в сравнении с этими практиками по силе воздействия на психику, по силе исцеляющего действия на душу. И практически любая школа психотерапии движется в сторону духовности в своём конечном развитии.
Свою позицию на данный момент времени в отношении божественного я могу описать так: Всё Бог.
Ещё раз повторюсь, я никоим образом не претендую на истину в конечной инстанции. Я отвечаю на вопрос о СВОЁМ отношении.