Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

котопёскотопёс

Как сделать кота из собаки? Проблемы построения идентичности. 

Сегодня хочу поделиться своими размышлениями по поводу становления идентичности (самоидентификации). Ответ на вопрос "Кто Я?" порой неочевиден.

Возьмем типичную ситуацию. В семье появляется ребенок. Появляясь, он уже имеет определенные базовые телесные и психические характеристики. Я говорю про темперамент, свойства внимания, особенности контакта с окружением и пр.

По идее, это должно становиться основой для формирования идентичности, её фундаментом. Т.е, в идеале, дальнейшее развитие должно идти по уже имеющимся векторам.

Но так было бы слишком просто. Вместо этого родители начинают формировать идентичность ребёнка, исходя из собственных представлений о том, "как оно должно быть". При этом, часто здание личности строится в стороне от фундамента, либо лишь частично на нём.

Можно также представить это таким образом, что архитектор, проектирующий здание, не учитывает особенностей местности (почва, климатические условия, предпочтения будущих жильцов и пр.). Упрямо и несгибаемо он реализует проект из своей головы, отказываясь воспринимать усиливающиеся сигналы о том, что что-то идёт не так.

По сути, родители часто не желают учитывать особенности ребёнка. И формируют его личность, исходя из иллюзорных (идеалистических) образов в собственной голове. Так, из поэтов делают математиков, а из спортсменов программистов. Из тихонь пытаются сделать лидеров, из экстравертов - интровертов.

Соответственно, чем более негибок родитель, тем больше будет расхождение между особенностями ребёнка и возводимой родителями личностью.

И вот дом построен.

Дальше начинается самое интересное. Человек с проблемной идентичностью упорно воспринимает её как истинную, свойственную ему и единственно подходящую.

А свои фундаментальные особенности и их производные в виде чувств, эмоций, физиологии и т.п, которые теперь уже не вписываются в построенную структуру, воспринимает чуждыми, зачастую - мешающими и пугающими.

Одновременно именно от этих клиентов наиболее часто слышишь фразу "Я живу не своей жизнью".

На терапию большинство таких клиентов идут с запросом укрепить их актуальное психическое строение, не дать ему сломаться. Перспектива возвращения к себе вначале вызывает непонимание и отвержение. И, соответственно, пугает и вызывает сопротивление.

Подстраиваясь под этот запрос, психотерапевты часто выбирают более простой в тактике путь на усовершенствование невроза. (Т.е укрепление и усиление ложной идентичности). А не на его излечение, что тактически тяжелее и затратнее, но стратегически эффективнее.

Конечно, не все проблемы обращающихся за помощью являются проблемами, связанными с идентичностью. Но, сказать, что это редкая ситуация, нельзя.

Изначально, решением вопроса здесь была бы гибкая позиция родителей, способных подстраивать воспитание под особенности ребёнка. Вместо его переделывания.

Если эта задача не решена в детском возрасте, то этим приходится заниматься психотерапевту. В этой ситуации он постепенно и осторожно может научить человека принимать свои отвергнутые стороны (вначале через принятие их самим психотерапевтом); а также помочь увидеть в новом свете навязанные воспитанием черты своей личности, а также защитные механизмы.

Это долгая и трудная работа. Но она того стоит.

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?